?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Инопланетянка (1984)

Потянуло на советские фильмы - всегда жила "мимо телевизора", не видала многого, даже каких-то "обязательных" вещей. Не знала актерского состава. Дилечку это шокировало, она кричала:

- Кааааааак?! Ты - не знаешь - Актрису Актёровну?! Ты даже "Акт" не смотрела?!

И я гордо заявляла, что да (в пику ей, подразнить, ну словно человек, не знающий и не смотревший, должен срочно сам себя высечь и, постанывая, впиться глазами в экран). Но не гордилась и не горжусь, скорее протестую против обязанности посмотреть и почитать. Против снобизма людей, запрезиравших всех прочих лишь оттого, что прочитали Громкое Произведение, судя о нем и об авторе очень поверхностно, а вот эти вот - даже и не знают, тем-но-та, отсталость и кысокуку.

Посмотрела "Инопланетянку" . Первое, что бросилось в глаза - темп. Суета с ускорением и обреченностью, как в "Осеннем марафоне", вперед и вперед безо всякой цели. Здесь надо бежать очень быстро, только чтобы оставаться на месте. Остановиться, задуматься - смерть. Интересно, многие ли в 80-х чувствовали, будто земля уходит из-под ног и расползается ткань привычной жизни? Предперестроечная пустота, затишье перед бурями?

Я помню это "скорей, скорей, беги, опоздаешь!" - но списывала это на особенности родительской семьи. А как по вашим ощущениям, тогда бежали и суетились все?

Легкость перехода на крик - даже не удивила, это норма советских фильмов. Человек верещит по малейшему поводу, без крика нет руководства и выражения эмоций.

Карикатурный советский интеллигент под гнетом книг и мамы. Не умеет организовать свое время, чтобы не бежать и не опаздывать. Не умеет построить отношения с обычной женщиной, не отделился от мамы. Есть Она, которой не может быть; буду мечтать на Неё, а реальных для себя женщин - чуток удивлять и вяло троллить.
На работе отношается, работает дома; изобретает неведомую хрень. По-прежнему обслуживает потребности мамы, ну, такой послушный, умненький мальчик! Танго щека к щеке меня покоробило. Мальчик-муж.

Задавленный мамой взрослый ребенок бросает пророческие слова: "Куда же девается энергия моего желания? Пропадает!" Ребенок нашел способ конвертировать энергию нереализованного желания в радугу. Красиво и безопасно. Подавим, вытесним агрессию и станем любоваться на красоту.

Границы. Ох уж эти границы! Сплошное проникновение со взломом: впервые увиденной медсестре пациент говорит: "А почему вы мне не улыбаетесь?" Она пришла уколоть его в задницу; а поцеловать?! Мама врывается в жизнь сына, готовая все залить слезами и вареньем. У инопланетян есть предписание не вмешиваться, но они влезают в жизнь людей, не просто подсматривают, а вступают в отношения и даже заводят семьи.

Инопланетянка врывается к спящему человеку, ибо желает быть с ним, особенным; вот и познакомятся! Он приходит с работы - она у него в квартире, ее не остановят никакие преграды, она читает его мысли и руководит им. Та же мамочка, но без запрета на инцест, недаром биологическая мать героя кидается с нею конкурировать.

Он рисовал женщину, похожую на нее, и вдруг пропадают все изображения. Ты так мне дорог(а), что я уничтожу твое творчество?! Не странно ли? Но там и тогда любить и не уважать - не странно.

А она вообще вся такая инопланетянка, как пожелала, так и сделала. Главный герой не протестует. Он протестует, если она обсуждает с ним применение насилия к другим людям. Он не протестует против насилия к себе. Он привык.

Отношения пары не состоятся без мамы. Мама в курсе всего, мама щедро мечет диагнозы, принимается обожать и ненавидеть избранницу сына, соревнуется с нею, кто показательнее выступит (кто соберет больше лайков, та и права) - по сути, кто будет матерью великовозрастного Игоря Петровича, а кому придется уйти.

Уйти придется инопланетянке. С мамочкой не разводятся.

Героизм и самопожертвование правят бал. Мы живем, чтобы Страдать во имя Подвига. Мы предпочитаем не видеть, как сами организуем себе эти страдания и вовлекаем в них других людей. Жизнь слишком скучна без страданий и спасений. Отнимите у нас морковку "во имя", и мы не сможем бежать дальше. Мы рассыплемся на атомы.

Инопланетянка, вся такая королева и богиня, превращается в страдающую "глупенькую". Раньше Игорек поил ее чаем, теперь требует чаю от нее. Раньше она не истерила, разве что с телевизором разговаривала, теперь все больше драматизирует, постигая драмы человечества. Будь ты хоть инопланетянкой, все бабы одинаковы. Но эта довольно долго не становилась банальной, все удивляла, и удивляла, и удивляла.

Дети всех возрастов в фильме "Инопланетянка" живут, чтобы удивлять. Да обратите же на меня внимание, я не такой, как все, я не такая, я совершенно особенная. Увидь меня, мама, увидь во мне МЕНЯ, а не функцию. Может, поэтому в фильме нет ответа на вопрос: "Что такое мама?" - он замазан навязчивой заботой пополам с приторно-сладким вишневым вареньем.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
lorique
Jul. 5th, 2014 12:10 pm (UTC)
Мамы в советских фильмах и мальчики-мужи - это явление довольно массовое. Поющая про паровоз мама Деточкина, "мировая мама" Жени Лукашина, мама героя Миронова из "Итальянцев в России" ("Поставь ее на пол. И поцелуй. Не ее - меня! Я - мать!".

Насчет "все бегут, а он име светит". Вот я не замечала такого в то время. Но, может, дело в том, что росла я в маленьком городе, а самая беготня была в мегаполисах? Но я абсолютно точно замечала, что все вокруг бегут и торопятся - именно в фильмах, песнях ("Бегу куда-то день-деньской, и все равно я день-деньской, в сто мест важнейших день-деньской опаздываю разом") и даже мультиках (недавно хотела пересмотреть мультик "32 декабря" и не досмотрела до середины именно из-за этой истерики: бежать! скорее! опоздаем! не успеем!). Меня всегда интересовал этот вопрос: куда они все бегут? Куда должны успеть?

А вот насчет улыбки не соглашусь. Хотя, у меня уже тут появилось это: приходишь куда-то, здороваешься - улыбка обязана быть! Особенно если ты медсестра и пришла к больному. Но, вообще-то, наверное, я просто начинаю забывать, насколько у вас это не принято, и как странно смотрелась улыбка на лицах в подобных ситуациях.
androlamusiya
Jul. 5th, 2014 01:07 pm (UTC)
увы! наверное, советские фильмы с нормальными детско-родительскими отношениями - наперечет. если они есть вообще.

насчет беготни: в мегаполисах она всегда больше, чем в условной глубинке, факт, и сейчас для нее поводов не меньше, чем тогда. темпа "скорей-скорей" сейчас в фильмах нет, его дают по мере необходимости, но он не держит тебя весь фильм.

в фильмах начала-середины ХХ века, на мой совершенно дилетантский взгляд, была некая мода на быстроту, и та быстрота была комичной или "оптимистичной". беготня фильмов 70-х-80-х - гораздо более тревожна. оптимизм растеряли, цель уже не видим, бежим по привычке. перефразируя, "а чё тут думать, тут бегать надо". согласна, эта паническая спешка и в фильмах, и в мультах, и в музыке.

насчет улыбки у нас с тобой спора не получится ;))) я считаю, что улыбка нормальна для сервиса, даже не обязательно улыбаться вовсю, но некая фоновая доброжелательность, включенность. сейчас не то чтобы "у нас это не принято", я бы сказала, у нас это трудно приживается в медицине (увы! увы!), среди полицейских-таможенников-пограничников (корона же упадет) и у сервисных работников на низкой зарплате. этакая месть, мол, за такие деньги я не стану улыбаться.

но, к сожалению, в СССР (точнее, в РСФСР) 80-х это нормой не было. любезность была "не в моде", бааалшой начальник и партайгеноссе, как ты помнишь, несли впереди себя свою важность. а вспомни работниц прилавка, да и медиков - тебе бы пришло в голову просить у них улыбок? - нет, если твоей целью не было спровоцировать разборки.
sokol_inka
Jul. 5th, 2014 12:24 pm (UTC)
Смотрела сто лет назад. Из всего фильма помню только, как мама бесцеремонно треплет наряд инопланетянки с воплями: "Это что, теперь так модно?!" или что-то вроде этого. Кажется, на этом месте я выключила.
androlamusiya
Jul. 5th, 2014 12:37 pm (UTC)
и ты не прогадала! фильм третьесортный, я ненавижу слово "совок", но из фильма так и прёт именно что "совок". учебное видео для психиатров.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

androlakoshka
androlamusiya
Nomen est omen

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com